Женщины художницы — известные и не очень

Letta
6 лет назад

Меня живо волнует тема именно художниц в мировом искусстве, потому что чувство солидарности наверное и их в целом очень немного. Поэтому я решила собрать подборочку с интересными художницами разных эпох и народов. Это конечно же не все, а просто те, кто трогает именно меня именно на данный момент.

Про Фриду Калло (1907-1954) знают наверное 99,9% людей. На самом деле Фрида довольно специфична в плане полотен, привлекает всех обычно ее жизнь и борьба с полиомиелитом. Уж слишком харизматичная она была сама по себе. За этим ярким образом картины немного теряются и, признаюсь честно, мне нравится буквально пара из них. Однако не признавать Фриду я не могу, хотя она скорее и просто красивый образ для меня.

Мария Башкирцева (1858 — 1884) уже не так известна, как Фрида. Она первая из русских художниц, чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. Её натуре казались тесными и академические каноны живописи. Она отдавала предпочтение работе на пленерах, писала выхваченные из повседневных уличных пейзажей лица парижанок. Она умерла от туберкулеза всего в 25 лет. В последние годы жизни художница вела переписку с Ги де Мопассаном, который произнес на её могиле: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!». Мне в живописи Башкирцевой нравится некий драматизм и какой-то контраст, а еще у нее очень необычные, неклассические лица на портретах.

Мэри Кассат (1844-1926) — знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма, стала в какой-то момент моим открытием. Увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин, она написала другу: «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи. Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть.» Она встретилась с Дега в 1874 году. Он пригласил её участвовать в выставке импрессионистов, и работы Мэри Кассат были выставлены на экспозиции в 1879 году. Кассатт стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, в конечном счёте выполняя многие свои полотна в этой технике. Меня Кассат пленит тем, что она разная, причем настолько, что иногда невозможно даже угадать. У нее есть подражание каким то японским гравюрам, чистый экспрессионизм маслом, живописная пастель - и все это один автор. Ну и тема матерей и детей очень уж нежная получилась в ее исполнении, все ее детки обычно пухленькие и розовенькие.

Берта Моризо (1841-1895) — французская художница, писавшая в стиле импрессионизма, была замужем за Эженом Мане, братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане. Черты лица Берты хорошо знакомы знатокам импрессионизма, так как Мане часто её рисовал. Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Моризо создает образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты. В ее картинах нет социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. У художницы оказалось много последователей по всему миру, особенно среди женщин-живописцев. Картины ее тогда не продавались. Несмотря на это, она отчаянно отдавалась своему любимому занятию, изображая нежные, гармоничные сцены домашнего уюта, материнства, портреты женщин, приводящих себя в порядок у зеркала. В картинах Моризо очень много белого, переливающегося всеми оттенками.

Елена Поленова (1850 — 1898) — сестра известного русского живописца Василия Поленова. Художница, создававшая на полотнах сказочный мир. Интерес к мифическим сюжетам — родом из детства: маленькой Лиле, как называли её домашние, всегда читали русские народные сказки. Рисованию вместе с братом она обучалась у знаменитого художника и педагога, автора метода «широкого взгляда», Павла Чистякова. Так как женщинам в ту пору в Академию художеств путь был заказан, девушка обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств. Сказки для Поленовой стали своеобразным бегством от реальности: в 27 лет она пережила личную трагедию, сломившую ее и едва не ставшую причиной помешательства. Девушка собралась замуж за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но ее родители были категорически против и расстроили брак. После этого Елена решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и искусству. Увлечение Поленовой народным искусством было разносторонним: она создавала эскизы мебели, навеянные народными мотивами, подбирала для театральных постановок Мамонтовского кружка крестьянские костюмы, привезенные из Тульской губернии, делала эскизы для вышивок и обоев, не только писала иллюстрации к сказкам, но и стилизовала текст под старинный шрифт. По мнению критиков, творчество Поленовой способствовало формированию русского национального варианта стиля модерн, стояло у истоков неоромантического стиля. Ее работы все необычно разноцветные, наивные и профессиональные одновременно.

Конечно есть еще Артемизия Джентилески, Зинаида Серебрякова, Наталья Гончарова, Маргарет Кин, многие другие, но на данном этапе жизни они меня вдохновляют как-то меньше, перечисленных выше. В галерее я собрала работы, которые мне нравятся, каждой из художниц, работы Мэри Кассат можно еще посмотреть здесь.

А кто нравится вам?

#берта_моризо #пастель #женщины_в_искусстве #искусствоведение #мэри_кассат #елена_поленова #фрида_калло #мария_башкирцева #история #живопись #искусство

Да и сейчас-то много всякого в обществе… Эх

Суровые времена тогда были.

Зачем же она так…

А мне очень нравится графичная живопись Тамары де Лемпицки! Фриду обожаю! Про Елену Поленову недавно узнала, очень понравились ее иллюстрации к сказкам. Но еще больше меня потрясла мама Поленовых — Мария Алексеевна Воейкова, такие портреты, как создавала она увидишь не часто, потрясающие работы!

Да, вы правы, я не стала писать про дневник, потому что еще не прочитала) Знаю только что ее мать вырвала оттуда самые феминистичекие на ее взгляд страницы.

Мне нравится Мария Башкирцева очень. Причем, впервые я познакомилась с ней не как с художницей, а как с автором дневников — случайно в библиотеке наткнулась на ее дневники тысячу лет назад))

Отличный пост! Тему очень поддерживаю и плюсую!!!

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club