История одного редкостного жопошничества

Letta
3 года назад

Попался тут пост про человека, открывшего свое издательство Rabbits and books в Нижнем Новгороде и сам пост ужасно меня возмутил. Это идеальный пример как не должен вестись бизнес.

источник: ТЖ

Предприниматель Антон Козлов вместе с женой Ларисой решил вложить 200 тысяч в выпуск своей книги. Идея книги познакомить ребенка с 7 разными музыкальными инструментами, совместив их с симпатичными иллюстрациями на разворотах. Композиции проигрываются, когда подносишь смартфон к задней стороне обложки - там встроен NFC чип, который открывает ссылку на плейлист. Есть еще QR коды, которыми можно было обойтись, но возможно чип добавили, потому что хотели запатентовать идею (правда в итоге не вышло).

Изначально планировалось вообще потратить всего 150 тысяч на выпуск и сам Козлов говорит что:

Я старался привлечь к сотрудничеству людей, которые могли бы поучаствовать, за возможность быть упомянутыми на обложке и за бесплатный экземпляр книги.

За. Бесплатный. Экземпляр.

Собственно, часть, которая возмутила меня больше всего (хотя там все звиздец) связана с работой иллюстратора. Самое главное в этой книге - иллюстрации. К ним изначально был ряд требований.

Все иллюстрации решили выдержать в пастельных оттенках, чтобы не раздражать и без того перегруженную психику современных детей.

Нам хотелось видеть на страницах книги именно детальность и проработанность картинки, потому что детям очень важны различные мелочи и пасхалки — скрытые при первом взгляде детали. В нашей книге это жуки, паровоз, морские коньки, рыбы в озере, светлячки. Дети до двух лет могут проводить на одной странице по 15 минут.

Каждая иллюстрация — один разворот книги — изображала один из музыкальных инструментов. Итого получилось 7 разворотов в книге и 14 страниц. Книга рассказывает о семи зверях-соседях, которые живут рядом и играют на разных музыкальных инструментах. Например, петух играет на арфе, а зайчиха — на скрипке. Они живут по соседству и в каждой сцене есть логический переход к следующей. Например, в комнате барсука есть маленькая дверь, которая ведет в жилище папы-мыша, который играет на рояле. Назвали книгу «Музыкальные соседи».

Кроме названия, текста в книге почти не было, поэтому изображения оказались в центре внимания.

За эту работу иллюстратор, найденный в инстаграме, получил 24 тысячи рублей и упоминание на обложке. На работу ушло два месяца, каждая иллюстрация правилась много раз, потом отрисовывалась акварелью и дорабатывалась карандашами.

Насчет правок в посте приведен пример одного разворота. источник: ТЖ

Для каждого разворота книги художница нарисовала по два-три черновых эскиза, которые давали понять расположение предметов и персонажей. Затем иллюстратор создавала чистовые варианты карандашом.

Пару раз вносили серьезные поправки на этом этапе, так как мы расходились в том, как должны выглядеть некоторые ключевые элементы. В эти моменты я подключался к обсуждению и, например, высылал фотореференсы органа

При таком объеме работы с кучей правок, эскизов и переделок придется рисовать сутками, не спать и не есть, а полученных денег не хватит даже на еду и коммуналку.

Кроме этого у них был чат(!), где они с женой заказчика постоянно(!) согласовывали детали.

Для общения и обсуждения мы создали чат в мессенджере

Они с Ларисой постоянно обсуждали сюжет, животных, предметы, их расположение и оттенки, в итоге все фантазии супруги были в точности воплощены в жизнь на страницах книги.

По моему опыту такая работа стоит минимум в 10-20 раз больше то есть в диапазоне 250 - 500 тыс рублей или примерно 3,5 - 7 тыс долларов. Не должно быть никаких “все фантазии супруги были в точности воплощены”, только то, что прописано в договоре, включая максимальное количество и объем правок. Не должно быть никаких чатов, вся переписка по почте, все дополнительные правки согласовываются и оплачиваются отдельно за дополнительные деньги. Про чаты и общение с заказчиком я, пожалуй, напишу отдельный пост.

Иллюстрации получились отличные и обидно, что они просто “подарены” заказчику за такую ничтожную цену. Можно самостоятельно нарисовать такую книгу и продавать ее на Амазоне или похожих площадках, предложить ее на конкурсы или другим издательствам и все это делать в спокойном режиме, без чатов и дерготни. Или вообще просто рисовать для себя, своего удовольствия и своего портфеля.

Отдельно стоит сказать про музыкантов, они все работали бесплатно, только за упоминание за задней стороне обложки.

Семь партий записаны специально для книги талантливыми российскими музыкантами. Композицию рояля написал и исполнил 10-летний незрячий музыкант Рамзан Нуртдинов, для арфы — известный виртуоз Александр Болдачев.

Тут реально без комментариев.

Насчет “возможности быть упомянутым” вообще смешно, если подумать это работает в обратную сторону - имя иллюстратора или музыканта имеет больший вес, чем неизвестный никому издатель с его книгой и скорее делает рекламу его проекту.

Что хотелось бы сказать в конце. Работать бесплатно или за символическую цену на любой бизнес, неважно какого размера - это очень плохая идея. Начните ценить себя, свое время и свои навыки, на приобретение которых вы потратили годы или десятилетия, не создавайте таких прецедентов. Любой труд должен быть оплачен достойно иначе зачем так жить. Если есть проблемы с оценкой, не знаете сколько что стоит, просто сомневаетесь в себе - спрашивайте.

#фриланс #иллюстратор #авторам #издательство #rabbits_and_books #заказчики #работа_с_клиентами

Какое возмутительное крохоборство! Но думаю, если бы иллюстратор не взялась, то они бы нашли кого другого за эти копейки :((((

Посмотрела инстаграмм художницы — вот что она пишет «Первую страницу, взялась рисовать без оплаты и договора, мне нужно было самой понять смогу ли!?

Рисовала её дольше всех(следующие пошли быстрее), подбирала цвет, стиль.

Когда отправила заказчику, волновалась — то ли что нужно?

Лариса и Антон взяли высокую планку и потянули меня за собой, за это им отдельное спасибо😌, после этой книги стала чувствовать себя увереннее, поняла, что могу ещё больше!».

Здесь, судя по всему, человек реально не спал не ел — «выполнял все фантазии».

Это неизвестно, потому что может сказать только сам иллюстратор. Её точку зрения мы вообще не слышали.

Не поверю никогда, что иллюстратор вставала и с 8 утра до 12 ночи работала. Все эти «от рассвета до заката» просто для красного словца. Иначе иллюстратор человек все же разумный и отказалась бы либо для неё это сумма значительна. Ну человек все же не идиот, если работа настолько обременительна и трудна, то зачем её делать.

Ну как то да, я тоже не сразу поборола волну возмущения 😄

Не считаю что иллюстратор в этой истории на все сто прав и частично поэтому привожу ее как пример. Причин почему она согласилась может быть много и мы их не узнаем, но когда к любому прочитавшему этот пост придет такой заказчик и предложит какую-то сумму, возможно у него в голове что-то щелкнет и он пойдет спросит как минимум — это вообще нормально или нет. Работать лишь бы что-то получить — это путь в никуда как правило. Ну и я согласна с Топотом, что сравнивать зп и работу на заказ некорректно, это немного разные вещи и по количеству и по качеству.

Если средняя 30 тыс, то за 2 месяца работы, получается уже 60 тыс. Это за 8 часовой рабочий день, с 2мя выходными, оплачиваемыми праздничными, больничными и отпускными. Переработки оплачиваются по закону дополнительно. Здесь, судя по всему, человек реально не спал не ел — «выполнял все фантазии». И нужно брать не среднюю за любую работу, которую может условно делать кто угодно, а тогда уж среднюю з/п для иллюстратора.

В целом не очень корректно сравнивать работу по ТК РФ, когда ты стабильно каждый месяц получаешь оклад независимо от того, делал что-то или бумажки перебирал, или был в отпуске. При работе на заказ сегодня работа есть, а потом несколько месяцев может быть тишина, но кушать и платить по счетам по-прежнему нужно. Так что в цене это должно быть отражено. Ну и надо все-таки отдавать отчет, что заказчик приходит за возможно уникальными навыками и опытом, которые есть у немногих. Эксклюзивность стоит денег.

Никто насильно иллюстратора не заставлял брать этот заказ. Мог бы и отказаться. Если не отказался, значит посчитал/а не такие уж маленькие деньги. В принципе возможно в НН это чуть меньше средней месячной зп по городу. У нас, например, в городе зп средняя 30тысяч в месяц.

По своему опыту могу сказать — хороших заказчиков можно и нужно воспитывать. Когда тебе предлагают работать за 500 рублей, единственный адекватный ответ «нет». Такой ответ делает лучше абсолютно всем. Когда человеку объясняешь как и почему складывается цена он все понимает. У меня бывают иногда заказчики (не только русскоязычные), которые говорят «ой, почему так дорого» и я, естественно объясняю как и из чего складывается цена, в итоге люди либо соглашаются, либо вежливо благодарят и возможно, впоследствии находя кого-то чуть дешевле, уже не предложат ему совсем копье.

Мой последний заказ начался и закончился фразой — «так может за опт дешевле?» То есть чем больше мне работы — тем дешевле я должна брать 😄 Работодатели мотайте на ус! С тех пор заказы я не беру, достало выслушивать какая я обнаглевшая, денег хочу больше чем 200 рублей за иллюстрацию. В магазине открытки дешевле. А я никогда больше 500 рублей за персонажа не плачу и так далее. Среди всего этого нормальных заказов которые готовы платить было 1 к 10 из русскоговорящей аудитории заказчиков.

Услуги по международному патентному поиску — 25 тысяч, человек который создал основной облик книги получил — 24. А еще потом всякие бизнесмены поначитаюся и будут тебе претензии предъявлять что ты зажрался иллюстратор, хочешь что ли больше 12 тысяч в месяц заработать? Это 160$ где-то? Такие заказы надо сразу отклонять, в статье кстати даже ни ссылки ни имени иллюстратора нету, так что это даже не работа за идею.

Я в шоке! И обо всем вот этом он так рассказывает…

а если идея не его, что вообще его тогда? /риториццкий вопрос, конечно, не к тебе — точно/

Даже идея вроде как его жены, если я правильно поняла.

Грустно то, что человек, судя из поста, очень гордится этим проектом. Я же не вижу ни одного повода для гордости — не заплатил за качественную работу, не придумал ничего нового, даже не смог бюджет рассчитать, хотя и сэкономил на всем, чем получилось.

Полностью с тобой согласна! А использование за упоминание (а по сути как бы не пользование еще и именем) 10-летнего незрячего музыканта — вообще убило нафиг :( Причем, он не только исполнил, он композицию еще и написал! Т.е., его еще и как композитора использовали. Слов нет, вот честно. Ну и иллюстрации. Там в книжке кроме иллюстраций и музыки и нет ничего. «Давайте вы все поработаете на меня бесплатно или за три копейки», как-то так.

ЗЫ Еще вызывает недоумение «своей книги». А что там его? Идея?

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club