История одного редкостного жопошничества

Letta
Год назад

Попался тут пост про человека, открывшего свое издательство Rabbits and books в Нижнем Новгороде и сам пост ужасно меня возмутил. Это идеальный пример как не должен вестись бизнес.

источник: ТЖ

Предприниматель Антон Козлов вместе с женой Ларисой решил вложить 200 тысяч в выпуск своей книги. Идея книги познакомить ребенка с 7 разными музыкальными инструментами, совместив их с симпатичными иллюстрациями на разворотах. Композиции проигрываются, когда подносишь смартфон к задней стороне обложки - там встроен NFC чип, который открывает ссылку на плейлист. Есть еще QR коды, которыми можно было обойтись, но возможно чип добавили, потому что хотели запатентовать идею (правда в итоге не вышло).

Изначально планировалось вообще потратить всего 150 тысяч на выпуск и сам Козлов говорит что:

Я старался привлечь к сотрудничеству людей, которые могли бы поучаствовать, за возможность быть упомянутыми на обложке и за бесплатный экземпляр книги.

За. Бесплатный. Экземпляр.

Собственно, часть, которая возмутила меня больше всего (хотя там все звиздец) связана с работой иллюстратора. Самое главное в этой книге - иллюстрации. К ним изначально был ряд требований.

Все иллюстрации решили выдержать в пастельных оттенках, чтобы не раздражать и без того перегруженную психику современных детей.

Нам хотелось видеть на страницах книги именно детальность и проработанность картинки, потому что детям очень важны различные мелочи и пасхалки — скрытые при первом взгляде детали. В нашей книге это жуки, паровоз, морские коньки, рыбы в озере, светлячки. Дети до двух лет могут проводить на одной странице по 15 минут.

Каждая иллюстрация — один разворот книги — изображала один из музыкальных инструментов. Итого получилось 7 разворотов в книге и 14 страниц. Книга рассказывает о семи зверях-соседях, которые живут рядом и играют на разных музыкальных инструментах. Например, петух играет на арфе, а зайчиха — на скрипке. Они живут по соседству и в каждой сцене есть логический переход к следующей. Например, в комнате барсука есть маленькая дверь, которая ведет в жилище папы-мыша, который играет на рояле. Назвали книгу «Музыкальные соседи».

Кроме названия, текста в книге почти не было, поэтому изображения оказались в центре внимания.

За эту работу иллюстратор, найденный в инстаграме, получил 24 тысячи рублей и упоминание на обложке. На работу ушло два месяца, каждая иллюстрация правилась много раз, потом отрисовывалась акварелью и дорабатывалась карандашами.

Насчет правок в посте приведен пример одного разворота. источник: ТЖ

Для каждого разворота книги художница нарисовала по два-три черновых эскиза, которые давали понять расположение предметов и персонажей. Затем иллюстратор создавала чистовые варианты карандашом.

Пару раз вносили серьезные поправки на этом этапе, так как мы расходились в том, как должны выглядеть некоторые ключевые элементы. В эти моменты я подключался к обсуждению и, например, высылал фотореференсы органа

При таком объеме работы с кучей правок, эскизов и переделок придется рисовать сутками, не спать и не есть, а полученных денег не хватит даже на еду и коммуналку.

Кроме этого у них был чат(!), где они с женой заказчика постоянно(!) согласовывали детали.

Для общения и обсуждения мы создали чат в мессенджере

Они с Ларисой постоянно обсуждали сюжет, животных, предметы, их расположение и оттенки, в итоге все фантазии супруги были в точности воплощены в жизнь на страницах книги.

По моему опыту такая работа стоит минимум в 10-20 раз больше то есть в диапазоне 250 - 500 тыс рублей или примерно 3,5 - 7 тыс долларов. Не должно быть никаких “все фантазии супруги были в точности воплощены”, только то, что прописано в договоре, включая максимальное количество и объем правок. Не должно быть никаких чатов, вся переписка по почте, все дополнительные правки согласовываются и оплачиваются отдельно за дополнительные деньги. Про чаты и общение с заказчиком я, пожалуй, напишу отдельный пост.

Иллюстрации получились отличные и обидно, что они просто “подарены” заказчику за такую ничтожную цену. Можно самостоятельно нарисовать такую книгу и продавать ее на Амазоне или похожих площадках, предложить ее на конкурсы или другим издательствам и все это делать в спокойном режиме, без чатов и дерготни. Или вообще просто рисовать для себя, своего удовольствия и своего портфеля.

Отдельно стоит сказать про музыкантов, они все работали бесплатно, только за упоминание за задней стороне обложки.

Семь партий записаны специально для книги талантливыми российскими музыкантами. Композицию рояля написал и исполнил 10-летний незрячий музыкант Рамзан Нуртдинов, для арфы — известный виртуоз Александр Болдачев.

Тут реально без комментариев.

Насчет “возможности быть упомянутым” вообще смешно, если подумать это работает в обратную сторону - имя иллюстратора или музыканта имеет больший вес, чем неизвестный никому издатель с его книгой и скорее делает рекламу его проекту.

Что хотелось бы сказать в конце. Работать бесплатно или за символическую цену на любой бизнес, неважно какого размера - это очень плохая идея. Начните ценить себя, свое время и свои навыки, на приобретение которых вы потратили годы или десятилетия, не создавайте таких прецедентов. Любой труд должен быть оплачен достойно иначе зачем так жить. Если есть проблемы с оценкой, не знаете сколько что стоит, просто сомневаетесь в себе - спрашивайте.

#фриланс #иллюстратор #авторам #издательство #rabbits_and_books #заказчики #работа_с_клиентами

Вообще странно, что девочка с такими навыками так мало чаржит за свою работу. Видать, у нее не было особо опыта в «коммерческой иллюстрации».

зюыю

В инсте она 3 недели назад ответила на тему дешевизны:

«Большое спасибо, мне очень приятна Ваша поддержка, это была моя первая книга и совсем не была уверена, что справлюсь, сейчас, цена у меня в два раза дороже и я работаю над тем, чтобы она стала ещё выше. Ещё раз спасибо, всегда приятно, когда тебя ценят».

Так что на ней просто прокатились по неопытности — это обычное явление. Главное, чтоб сделала выводы. Из плюсов: теперь портфолио сильно пожирнело )

зюзюыю

У этой истории благодаря огласке хэппиенд (в отличие от тысяч других), цитирую:

«спасибо 😊, я знала, на что шла, но благодаря этой книге у меня сегодня есть заказы от титанов Российского книжного издательства и от небольшого Канадского 😉, и их цены меня вполне устраивают😄»

Они же уже работают снова вместе.

А верстка с препрессом за 5700 вас не удивила? )

Пардон, на фоне эксплуатации иллюстраторов и слепых мальчиков реально слегка потеряла этот момент. Ну что тут скажешь — звиздец, товарищи, по всем фронтам звиздец.

А верстка с препрессом за 5700 вас не удивила? )

7 разворотов + обложка

За такие суммы им очень повезло, что они не кусок мусора получили, а вполне себе качественное издание (судя по фото)

А вообще жесть конечно. 7 разворотов + обложка, итого 8 крупных, очень детальных иллюстраций за 24к. Итого по 4к за иллюстрацию подобного рода — это прямо золтая жила )

Ужас, вот заказчики жмоты и жлобы. Нет слов просто…

Совершенно согласна с автором поста.

Художника прямо очень жалко, ну как так себя не ценить?!

Но все таки существует некая планка в индустрии, ниже которой опускаться не стоит. Хоть какой-то список критериев общих, на которые можно опираться. А то вот у обсуждаемой здесь девушки тоже были условия, по которым она согласилась работать практически за еду.

Про ценность времени и моральное устаревание системы образования(она у нас вся такая, не только в художках) я с тобой согласна. Своей адвокатской речью, я хотела сказать, что не везде всё настолько плохо и что есть не совсем бесполезное образование, которое помогает. Но это действительно скорее счастливое исключение, потому что если Калину я нежно люблю и не жалею о 4х годах там проведённых(да, при другой системе за это время знаний можно было получить побольше и посвежее, но хотя бы пригодилось то, что дали, спасибо), то вот ВУЗ свой официально считаю самым бездарно потраченным временем в моей жизни)) Хотя он тоже типа крут, Косыгина, модный факультет модельерства все дела, но блин… Вот там действительно был мавзолей имени Серпа и Молота хотя казалось бы, что после хохломы с лубком меня древностью уже не напугаешь, но нет. 😅 Пресловутых крынок там кстати было в разы меньше, но отца русской демократии это не спасло совершенно)

Здесь спрашивайте, целое сообщество есть, всегда подскажем и поможем, на площадке много профессионалов, которые разбираются в тонкостях.

Единый прайс составлять, на мой взгляд, нецелесообразно поскольку работа на заказ очень гибкая и зависит от огромного количества условий.

имею желание вставить 5 копеек в защиту альма матер так сказать, то бишь училищ)

Немного поясню насчет моих слов выше. Смотри, самый ценный ресурс у человека — время. Ты поступаешь в универ и отдаешь деньги (свои или бюджетные) и дохренища времени. На выходе ты должен получить набор навыков, которые сразу сможешь конвертировать в деньги, ты должен быть коммерчески востребованный специалист, а не учишься пять лет для хобби. И вот ты получаешь свою базу, выходишь через несколько лет… и тебе приходится учиться заново! Потому что большинство реально нужных навыков прошли мимо тебя и потонули в горшках, постановках и традишке. Собственно вопрос: насколько оправдано такое длительное получение базы, после которого нужно еще доучиваться и переучиваться? При этом у тебя известное училище и ты говоришь, что диджитала не было, специальность не самая топовая для рынка труда и куча крынок. А что насчет менее известных училищ с еще более низким уровнем обучения? Сколько таких людей с худвузами, которые даже на фрилансе не могут после выпуска работать. Устарел такой формат худучилищ чуть более чем полностью — ютуб в сто раз информативнее.

Последний абзац прям ❤️ ❤️ ❤️ Сама сижу с симметрично дергающимся глазом 😄

Что-то я от всего этого так «впечатлилась», что аж решила зайти и излиться буквами)))

Так вот, сначала имею желание вставить 5 копеек в защиту альма матер так сказать, то бишь училищ) Не знаю, конечно, как в других, но хорошие училища точно есть. В моей родной Калине (МХПУПИ им Калинина, сейчас вроде переименовали в то же самое, но Строганова) нас учили хорошо и вовсе не бесполезно для работы в реальном мире. Да, там было тоже самое как и везде: чёртовы крынки и тысячи натюрмортов с ними, вызывающие столь же сильную тошноту, что и, толерантно выражаясь, «не идеальные» пожилые натурщики. Да, диджиталу там тоже не учили, но… Нам дали крутую базу: анатомия/построение; композиция, по которой нас гоняли и в хвост, и в гриву, от орнаментов, до батальных сцен; стилизация и работа во множестве разных техник; технология живописи всевозможными традиционными материалами; поставленная рука в конце концов. И у нас была худ.экономика, на которой весьма чётко учили как рассчитать стоимость своей работы. И может это и не было супер-идеальной современной схемой расчета, но уже тогда(начало 2000х) по этой схеме наши работы не стоили меньше 20-30тыс.(речь про одну, например, шкатулку, сделанную самой, без висящего над душой заказчика с «фантазиями») + давалась установка «наберётесь опыта, будете стоить дороже».

Это я всё к тому, что в худ.училищах, не идеально, но всё-таки учат. Хоть я и не училась прям на иллюстратора (факультет худ.росписи, что вообще чертовски не современно, хохлома вот эта вот, Палех, блин, кому это надо вообще 😅 ), но после выпуска у меня не было никаких проблем с рисованием «зайцев», а food-иллюстрация так и вовсе в некотором роде имеет прямую связь с натюрмортами) И ещё я точно знала, что моя работа не может стоить дёшево. Да понятное дело, я не была с порога крутым уверенным в себе художником. Всё как у всех: нервозность из-за неопытности, синдром самозванца и весь прочий букет сопутствующей неврастении. Но у меня была мощная база, которую я доработала, проапгрейдила и адаптировала под свои нужды с помощью ютуба и практического опыта, и эта самая база мне сильно помогла, в том числе не повестись на заказы «за упоминание».

А от описанного в посте у меня даже глаз задёргался. Ещё сильнее он задёргался от рисовальщиков, которые находят тысячу и одно оправдание «взяла так мало, потому что устраивало». Да как это так вообще? Не нужно свою любовь к садомазохизму приносить из койки на работу. Любой труд должен иметь соответствующую оплату и оправданий отсутствия этой самой оплаты существовать не может. От рисования «за спасибо» плохо всем. Ну кроме ушлых заказчиков, и то до поры, до времени. Вот.

А, простите, я подумала, что вы хотите ссылку. Увидела, чтобы ей дать ссылку. Так я на нее не подписана

Давать ничего не буду, я не подписана на нее. Когда-то, когда мы боролись с аферистами из вк, чтотворовали работы авторов, я находила нескольких по работам со стоков в инста и писала им, чтобы проверили сворованные работы, не всем это понравилось. Так что больше я этим не занимаюсь (((

Если бы ее не устраивала оплата, она бы не стала дальше с ними сотрудничать. И наше с вами видение этой проблемы скорее всего ее не интересует

но когда к любому прочитавшему этот пост придет такой заказчик и предложит какую-то сумму, возможно у него в голове что-то щелкнет и он пойдет спросит как минимум — это вообще нормально или нет.

А вот это очень важный момент — у кого и где спросить? Возможно, некоторым знаком такой сайт illustrators.ru Так вот, тема ценообразования там очень живо обсуждается на протяжении всего времени существования ресурса, а это более 10 лет. Общими усилиями участники сайта составили примерный прайс на илллюстраторские работы. Правда, было это еще в 2013 году. Но судя по заказам, которые там размещают, многие до сих пор работают по ценам 9-ти летней давности. Точнее, заказчики предлагают работать.

Хотелось бы и правда иметь некий прайс, что ли, чтобы понимать, как оценить свою работу. Думаю, это важно для всех участников рынка, так сказать. Если многие будут соглашаться работать за 500 руб, то это станет нормой, если уже не стало.

Я все-таки за то, что бы разделять иллюстратора и заказчика. Иллюстратор сделал свою работу за копейки, но он никому не втирал как это было выгодно. У него могли быть свои причины взять так мало. Это его личное дело что и как он выполняет.

Вот заказчик другое дело. Заказчик рассказывает про «успешный» проект, а фактически как сэкономил на всем и вся. И я считаю очень правильно написать, что все и вся стоит вовсе не таких денег и требует другого отношения.

Это право иллюстратора решать что и за какие деньги он рисует.

Пока это между исполнителем и заказчиком — может быть. Но когда это с пафосом преподносится как уникальный проект и достижение на площадке, где много предпринимателей и бизнесменов, такие цены и стиль работы становятся референсом. Такими действиями только маргинализуется рынок и обесценивается работа и никакая «нужда в деньгах» это не оправдывает. Если тебе нужны деньги — проси деньги. Когда оплата не позволяет закрыть твои счета и нужды, ты по сути спонсируешь из своего кармана чужой коммерческий проект.

Вот вроде автор иллюстраций в инсте тож говорит, что куча заказов, правда, про расценки молчит. Если учесть, что один из этих заказов — следующая книжка этого же жуковатого «издателя», то боюсь, расценки у иллюстратора те же остались и тогда и правда — вот-это-самое-бол :(

Это понятно и я согласна, даже стилизации не научат, боюсь. Но пропорции! Я о пропорции споткнулась тут.

ЗЫ Да, зато в ответах на каменты к статье автор статьи говорит, что теперь у иллюстратора вал заказов по совсем другим расценкам

«Эм Си — мастер церемонила, сказать проще — болтун-пи**бол.»

В худучилище кроме пейзажей и натюрмортов ничему не учат?

Не возьмусь говорить за все худучилища, но у меня есть подозрение, что это правда. Это крайне неповоротливая система и советские «отличные» учебники еще в пыль не сносились, по ним и учатся.

То есть косвенно человек возможно что-то усваивает, но это побочный приятный бонус, если правильно сошлись звезды. Вряд ли тебя научат дидижиталу, основам работы с заказчиками, стилизации и так далее.

У меня нет инсты.)

Ее инстаграмм _anna_lark

Третий пост от конца ленты, т е от последнего(пять дней назад)

Это право иллюстратора решать что и за какие деньги он рисует. Что бы не думали коллеги по цеху:)

Но пост все равно очень полезный. Во-первых, предупреждение всем, кто будет работать с этим заказчиком. Во-вторых, описание кухни ведения проекта и что в работе совершенно не приемлемо. У меня, например, как-то приходил вариант, когда все согласовывания и детали должны были быть в чате в скайпе и оплата только когда заказчик наконец оплатит проект (там сложная система, без бутылки не разберешься). Я отказалась еще на этапе скайпа, потому что просто представила сколько времени я убью читая их переговоры на английском. Но у меня не было такой нужды в деньгах, кто знает, что там у автора иллюстраций было? Первый проект и хотелось красивое в портфолио? Вполне возможно. Есть основная работа, но хочется еще и иллюстраторские проекты делать (сначала же ничто не предвещало, что все будет так)? Тоже вполне возможно.

ЗЫ Да, зато в ответах на каменты к статье автор статьи говорит, что теперь у иллюстратора вал заказов по совсем другим расценкам. Т.е., тут небезызвестное «зато у вас будет портфолио» :(

вот ты прям четко перечислила все причины. И вопрос самооценки в списке оч не последнюю роль играет, имхо. Я сейчас пошла, почитала инст художницы тоже. А еще я почитала комментарии к статье по ссылке. Там, если развернуть, не три положительных, а много разных. И есть про неправильную оплату иллюстратора и про «даже не за еду» — о музыкантах. Автор про иллюстраторов отвечает, что он не виноват, когда иллюстратор сам называет такие суммы и такие же суммы устраивают не только этого, но и других иллюстраторов. Типа «такие расценки, я-то причем?». И лично мне от этого еще грустнее, конечно. Про музыкантов автор в ответах на каменты как-то сумел отмолчаться (или я пропустила).

Еще меня удивил момент в инстаграме иллюстратора, где она рассказывает о пути в иллюстрацию. С одной стороны у нее за плечами худучилище и работа по специальности, и даже преподавание по ней же. С другой — собралась стать именно книжным иллюстратором, составила программу обучения для себя и по ней работала. И тут вдруг читаю: «Если ты умеешь писать прекрасно, натюрморты и пейзажи маслом это не значит, что зайки и медвежата у тебя сразу выйдут милыми и пропорциональными». Это как? В худучилище кроме пейзажей и натюрмортов ничему не учат? О_о Вот пост ее, вдруг я как-то не так прочла? www.instagram.com/p/CQf21CDMwyr/

Хм.) Дайте ей ссылку на пост 😉

Я посмотрела инст художницы, пишет, что снова для них рисует. Значит, не считает, что ей мало заплатили. Как так? Не укладывается в голове…

Хотя в ситуации зарплат норму искать это пустое.

Есть рынок (особенно если не зацикливаться на русскоязычных заказчиках), который дает минимум в 10 раз больше. Мы не знаем, что устраивает иллюстратора. Никого бы не устроило получить 24 тыс вместо 250. Это 12 тыс в месяц и если вычесть коммуналку 6 тыс, то 6 тыс на жизнь? Серьезно? Мы будем обсуждать насколько это нормально?

При чем здесь аспиранты? Давайте студентов и школьников еще в пример приводить, которые на 500 рублей могут жить. И опять же 35*2 это 70 тыс на минуточку, за совершенно другие условия работы.

Это не дискуссия кого что устраивает, а факт — эта работа не стоит столько денег.

И я до сих пор не понимаю какую великую истину вы пытаетесь донести.

Если данного заказчика и данного иллюстратора все устраивает (а их судя по всему все устраивает, вторую книгу собрались делать) значит нормально. Для них. Для вас не нормально.

Хотя в ситуации зарплат норму искать это пустое. У нас научный сотрудник с аспирантурой получает 35 тыс и зарплата продавца в соседней пятерочке 30 тыс.

Перенасыщенный рынок, проблемы с самооценкой и не очень приятная экономическая ситуация дают такой предсказуемый результат. О таких ситуациях стоит рассказывать, чтобы люди хотя бы над самооценкой поработали и не просили миску риса за работу.

Вы пытаетесь убедить кого-то что это нормально или что, я не очень понимаю? Иллюстратор очевидно новичок и не умеет работать с клиентами. Зато все остальные, почитав пост, возможно не сделают подобной ошибки.

Вот согласна на сто процентов!

Это неизвестно, потому что может сказать только сам иллюстратор. Её точку зрения мы вообще не слышали.

Не поверю никогда, что иллюстратор вставала и с 8 утра до 12 ночи работала. Все эти «от рассвета до заката» просто для красного словца.

И в оригинальном посте, и здесь довольно подробно говорится об иллюстрациях.

7 разворотов по 3 эскиза уже 21, плюс чистовые варианты, плюс правки, плюс обложка.

Они с Ларисой постоянно обсуждали сюжет, животных, предметы, их расположение и оттенки, в итоге все фантазии супруги были в точности воплощены в жизнь на страницах книги

Такого при работе на заказ быть не должно вообще. Что за постоянные обсуждения, что за исполнение фантазий? Вообще как у человека язык повернулся так это описать, не представляю.

В целом все довольно понятно, работа качественная, детальная, делалась акварелью и карандашами, и чтобы уложиться в 2 месяца при таком объеме придется пахать.

Дизайнер, иллюстратор, несу творчество в массы 🎨

📧 letta@artlab.club