Эту историю я услышал от художника-мультипликатора и автора комиксов Дага Тен-Нэйпела в тот день, когда мне посчастливилось наблюдать за тем, как он рисует. Примерно 30 лет назад он работал в компании “BlueSky Software” и возглавлял команду художников, принимавших участие в создании видеоигры по мотивам «Парка Юрского периода» для консоли Sega Mega Drive/Genesis. Разработчики игры приложили немало усилий, чтобы как можно лучше передать атмосферу фильма: посещали музеи естествознания, читали книги о динозаврах, в числе которых был и роман Майкла Крайтона, ставший основой для фильма; а также нанесли несколько визитов Стивену Спилбергу на студию “Universal”, где уже полным ходом шли съёмки.
На фото: кадры из игры “Jurassic Park”. Игра создавалась в течение 15 месяцев командой из 12 человек, 9 из которых отвечали за её графическую составляющую.
Среди многих удивительных вещей, которые разработчики увидели на студии “Universal”, были и кукольные велоцирапторы, использовавшиеся для предварительной визуализации “Парка Юрского периода”. Куклы были проработаны вплоть до мельчайших деталей. По размеру они были не больше пуделя, но их укус мог бы оказаться таким же болезненным, как у их старших доисторических братьев - зубы миниатюрных хищников были сделаны из стоматологического фарфора.
Фил Типпетт, аниматор и постановщик визуальных эффектов, пришел в полное отчаяние, узнав, что его куклы не будут использоваться в фильме, как планировалось изначально: создатели картины посчитали покадровую анимацию недостаточно реалистичной по сравнению с компьютерной. Он был расстроен не только тем, что больше не сможет работать над одним из самых масштабных проектов в своей творческой карьере. Прямо на его глазах уходила в прошлое эпоха выдающихся мастеров-аниматоров - Уиллиса О’Брайена, Рэя Харрихаузена и его самого. В некоторой степени, все они сами были динозаврами, которым было суждено покинуть сцену эволюции киноэффектов, чтобы на ней, уже в виде компьютерных моделей, родилась новая жизнь.
На фото: ветеран индустрии визуальных эффектов Фил Типпетт работал над такими фильмами, как “Звёздные войны”, “Робокоп” и “Парк Юрского периода”.
Как раз в этот тяжёлый для Фила Типпетта период к нему обратился Даг Тен-Нэйпел. Он хотел одолжить одного из кукольных рапторов для создания анимаций к игре по “Юрскому парку”. Конечно, он не мог знать, насколько неподходящее время он выбрал для столь необычной просьбы. Разгневанный Типпет швырнул куклу в Тен-Нэйпела через всю свою студию - та упала прямо на раскладной стул возле художника, изрядно помявшись. “Он был похож на приведение”, - вспоминает художник. Однако в конце концов разработчикам из “BlueSky Software” разрешили использовать миниатюрного раптора. Кукла обошлась компании в 75 000 долларов.
На фото: для создания анимаций к игре “Jurassic Park” на платформе Sega были использованы те же миниатюрные модели динозавров, что и при съёмке “Парка Юрского периода”.
В 1996 году, спустя три года после выхода “Парка Юрского периода” и одноимённой игры, Даг Тен-Нэйпел, к тому времени - автор двух игр про Земляного червяка Джима, выпустил свой новый проект - “The Neverhood”.
На фото: обложка издания “Neverhood” для ПК.
Поддержку в создании игры Тен-Нэйпелу оказывал Стивен Спилберг и его студия “DreamWorks Interactive”. В противовес играм с трёхмерной компьютерной графикой, которые становились всё более популярными, в ней использовалась пластилиновая анимация. Персонажи игры оживали в процессе покадровой съёмки, так же как динозавры Фила Типпетта. Потребовались больше трёх тысяч тонн пластилина и год упорного труда пяти аниматоров, чтобы чудной мир, прежде существовавший лишь в воображении Дага Тен-Нейпела, стал таким же осязаемым, как и наш собственный.
Вот таким причудливым образом переплелись судьбы двух замечательных проектов.
А совсем недавно, в прошлом году, вышел новый фильм Фила Типпетта “Безумный бог” (“Mad God”), полностью снятый в технике покадровой анимации. Он трудился над ним в течение 30 лет в свободное время.
К сожалению, годы работы над фильмом не лучшим образом сказались на здоровье мастера: за год до завершения съёмок у Фила Типпетта случился нервный срыв, и какое-то время ему пришлось провести в психиатрической клинике. Однако фильм был снят, и пока есть те, кто способен оценить столь кропотливый труд, традиционным техникам в анимации не грозит участь вымерших доисторических исполинов.
#киносъёмка #игры #парк_юрского_периода #даг_тен-нейпел #визуальные_эффекты #за_кадром #jurassic_park #phil_tippett #анимация #stop_motion #фильмы #neverhood #фил_типпетт #doug_tennapel