Вот, наконец, я и добрался до “Безумного Пьеро”. Сделать это было непросто, и может быть даже, что не я, а он добрался до меня. Да, “Безумный Пьеро” - это непростой фильм. Я бы даже сказал, что для меня он оказался тяжёлым не только в отношении языка кинематографических средств и образов, но и в отношении ассоциаций, которые он вызывает.
Как получилось, что Фердинанд и Марианна заметили друг друга и стали парой, для меня осталось загадкой (как это происходит в жизни, мне тоже не ясно). Может быть, всё дело в том, что они оба - романтики, и общество людей с узкими взглядами, которые говорят рекламными текстами, стало для них невыносимым. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. А может быть, они только считали себя романтиками, и между ними ними, на самом деле, нет ничего общего, а своей встрече они обязаны лишь Его Величеству Случаю.
В любом случае, оказавшись вместе, они решают порвать с прошлым и начать новую жизнь… Которая оказывается чем-то вроде пародии на комфортную семейную жизнь, от которой они пытались сбежать. Атрибуты домашнего уюта перемешиваются с символами смерти: завтрак в постель для героя, купальный халат на плечах героини, оружие и ящики с боеприпасами, окровавленный труп на кровати. Подобные контрастирующие образы не раз появляются в фильме, раскрывая внутренние противоречия персонажей. Обстоятельства вновь вынуждают героев бежать. С этого момента всё становится только сложнее.
Какую цель видят Марианна и Фердинанд в конце своего пути? На что надеятся? Попытки начать новую жизнь могут быть довольно мучительными. Иные пытаются сделать это чуть ли не каждую неделю, раз за разом терпя неудачу. Цена счастья, каким бы его не представляли, тоже подчас оказывается велика. Руки героев покрыты кровью, и обилие красного в кадре как бы напоминает им об этом.
Здесь жизнь идёт рука об руку со смертью, смерть - с красотой (но может ли смерть быть красивой?), а красота - с ложью (но способна ли истинная красота обмануть?). Такую жизнь нельзя назвать счастливой, но и подлинной её назвать сложно. Может быть, поэтому на смену чувствам приходит непонимание, а изначальное волнение сменяется усталостью. Всё происходящее со стороны напоминает абсурдную карикатуру на романтическую историю, а на вопрос о том, что такое жизнь, Годар отвечает примерно так же, как это делают герои шекспировских трагедий - это “шум и ярость и не значит ничего”.
Наверное, многое из того, что было у Жана-Люка Годара в его фильмах, воспринималось его современниками, как новшество. Название фильма и имена актёров в главных ролях появляются на титульном экране отдельными буквами в алфавитном порядке, что напомнило мне вступительную сцену “Чужого” Ридли Скотта, где название фильма появляется постепенно в виде линий. Ты начинаешь смотреть на пробегающие по лобовому стеклу автомобиля городские огни и через минуту-две чувствуешь себя пассажиром этого автомобиля, а повторяющиеся по нескольку раз реплики и перекликающиеся голоса персонажей в некоторых сценах оказывают почти что гипнотический эффект. Если я и признателен за что-либо месье Годару, то хотя бы за уникальный опыт и открытие для себя новой страницы в мировом кино - французской новой волны.
Когда чувство рождается, в нём уже таится и вызревает семя смерти этого самого чувства. А когда оно умирает, оно забирает тебя с собой, полностью или частично. Мир стал гораздо сложнее, чем он был раньше, и люди в нём тоже стали сложнее, и, должно быть, поэтому мы сделались друг для друга чужими. Я хотел бы знать, есть ли за всем этим каскадом цветов, фигур, образов, цитат и аллюзий хоть капля искренности, или же всё это одна большая и жестокая шутка?
#зимний_киномарафон, #кино, #фильмы, #классика_мирового_кино, #безумный_пьеро, #pierrot_le_fou, #жан-люк_годар, #jean_luc_godard, #1965, #эссе, #кинорецензии