Художественная революция Аделаиды Лабиль Гийар

Letta
2 года назад

Это типичная история про “золушку” - сюжет разыгран как по нотам. Но она так поражает меня бурностью чувств и событий, что я решила рассказать ее и вам.

Аделаида родилась 11 апреля 1749 и была самой младшей из восьми детей в семье торговца. Ее отец продавал ткани и был поставщиком парижской знати. Из всех детей Аделаида - единственная, кто дожил до взрослых лет, а в 19 она лишилась и матери. Вскоре после ее смерти она вышла замуж за соседа Николя Гийара, служившего в церковном казначействе. Брак не сложился, но Аделаида сумела получить законный развод, что во Франции тех времен было равно чуду.

Девушка рано поняла, что хочет быть художницей и в 14 лет уже начала брать уроки живописи у своего соседа Франсуа-Эли Венсана. Здесь история сделает крутой поворот, потому что у художника был сын Франсуа-Андре, который тоже занимался живописью. Аделаида, судя по всему, была в него влюблена, училась вместе с ним и даже брала у него уроки живописи, но Франсуа уехал учиться в престижную школу при Академии живописи и скульптуры. Аделаиде путь был закрыт, потому что девушек в те времена туда не принимали. Она продолжает учиться самостоятельно, в том числе пастельной живописи, но академической подготовки все равно не хватает.

Ей была очень хорошо известна сложившаяся незыблемая иерархия - все начиналось со скромного жанра натюрмортов, далее шла анималистика, затем пейзаж, бытовая живопись, портрет и вершина искусства - историческая живопись. Лишь овладев всеми жанрами художник имел право писать исторические полотна. Кроме того нужны были знания по философии, истории, теологии, литературе. И все это давалось в Академии.

Франсуа не собирался бросать подругу - он активно учился, чтобы впоследствии передать все знания Аделаиде. Это было ее везением и проклятьем, потому что многие считали, что она просто спит с Франсуа и пользуется им для прикрытия своей бездарности. Ведь всем известно - талантливых женщин не бывает.

Защитить ее было некому и она придумала гениальный ход, чтобы защитить себя самостоятельно. Аделаида написала 6 портретов влиятельных членов Академии, чтобы привлечь их внимание и заручиться поддержкой. Это было очень рискованно, но это сработало!

В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи вместе со своей соперницей Элизабет Виже-Лебрен. Только Элизабет приняли по протекции королевы (что записано в протоколе), а Аделаиду, в отместку королеве за то, что она диктует условия - по итогам общего голосования. Очень быстро после этого Академия установила квоту на количество женщин - четыре, как раз столько, сколько было в ее членах на тот момент.

Чувство обиды на академиков осталось и Аделаида Лабиль в том же 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. Свою самую известную картину “Автопортрет с двумя ученицами” она написала как протест и выставила на Парижском салоне. В картине много намеков и деталей - богатое платье Аделаиды свидетельствует например о ее высоком положении, а ткани, небрежно брошенные сбоку - доказательство того, что женщина может быть не только швеей, но и художницей. Очень смело.

image Автопортрет с двумя ученицами. 1785

Советую вообще внимательнее присмотреться к ее картинам - там очень много вызовов обществу - чуть более открытая грудь, взгляд прямо на зрителя, слишком роскошные платья, знаки и значки, что женщина - важна, ценна и может быть смелой, богатой и шикарной.

Она и до этого была достаточно популярна, но теперь становится по настоящему известной и пишет портреты всей знаковой аристократии и королевской семьи.

image Принцесса Мария Аделаида Французская. 1787

Однако приходит революция. Аделаида вынуждена уничтожить часть своих старых работ и потерять много денег - королевская семья спасается бегством и им не до картин. Вместо портретов аристократов она теперь пишет с революционеров. В 1791 году она жертвует часть своих средств на Национальное собрание Франции, в 1791 устраивает выставку из 13 портретов членов Национального собрания. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. Её предложения в этой области были приняты академиками, однако после поражения Революции отменены.

image Робеспьер. 1790

Аделаида в 1795 году получила квартиру художника в Лувре и пенсию в размере 2000 ливров. Она была первой женщиной-художницей, которой разрешили создать студию для себя и своих учеников в Лувре.

А что же с Франсуа-Андре? Эта история закончилась счастливо. Они долгое время жили вместе, он помогал ей со школой, а в 1799 году они официально поженились. Аделаида написала его портрет - нежный, трогательный и лишенный глянца.

image Художник Франсуа-Андре Венсан. 1795

#портрет #женщины_в_искусстве #художница #аделаида_лабиль_гийар #франция #революция #академия #история #искусствоведение

@Loniel всегда радуюсь, когда кто-то еще проникается историей искусств вместе со мной ❤️

Ничего себе, какая история! Спасибо, что поделилась❤️

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club