Откуда дровишки у нейросетей

Letta
Год назад

Если вы хоть раз нарисовали картинку и выложили в интернет, даже если она не стала популярной - скорее всего, эта картинка уже прожевана нейросетью.

В этом посте я собрала известные факты о моделях, на которых обучают нейросети и покажу вам какие именно картинки лежат в основе “работ” нейросеток.

Надо понимать, что не вся информация о моделях открыта и известна, но благодаря Stable Diffusion и ее открытой документации стало возможным исследовать хоть на чуть-чуть из каких же “открытых источников” тянутся все изображения.

Самый огромный датасет на сегодня LAION-5B - 5,85 миллиардов пар картинка-текст, который скармливают нейросеткам для обучения. Как нейросети работают я очень подробно рассказывала в другом посте, поэтому не буду еще раз на этом останавливаться. Именно на LAION-5B обучали Stable Diffusion, датасет открыт и дает возможность заглянуть внутрь. Правда, чтобы найти ссылку для входа, придется побыть детективом.

На сайте LAION создатели пишут:

Мы представляем LAION 5B, крупномасштабный набор данных для исследовательских целей, состоящий из 5,85 миллиардов пар изображение-текст, отфильтрованных с помощью CLIP. 2,3 миллиарда содержат английский язык, 2,2 миллиарда образцы из более чем 100 других языков и 1 миллиард образцы содержат тексты, которые не допускают присвоения определенного языка (например, имена). Кроме того, мы предоставляем несколько индексов ближайших соседей, улучшенный веб-интерфейс для исследования и создания подмножеств, а также оценки обнаружения водяных знаков и NSFW.

А еще отвечают на вопрос, зачем они вообще это создали:

Мотивация создания набора данных заключается в том, чтобы демократизировать исследования и эксперименты, связанные с обучением крупномасштабных мультимодальных моделей и обработкой некурируемых крупномасштабных наборов данных, сканируемых из общедоступного Интернета. Поэтому мы рекомендуем использовать набор данных в исследовательских целях. <…> Мы считаем, что открытое предоставление набора данных широкому исследованию и другим заинтересованным сообществам позволит провести прозрачное исследование преимуществ, связанных с обучением крупномасштабных моделей, а также подводных камней и опасностей, которые могут остаться незамеченными при работе с закрытыми большими наборами данных, которые остаются ограничены небольшим сообществом. Предоставляя наш набор данных открыто, мы, тем не менее, не рекомендуем использовать его для создания готовых к использованию промышленных продуктов, так как базовые исследования общих свойств и безопасности таких крупномасштабных моделей, которые мы хотели бы поощрять этим выпуском, все еще в ходе выполнения.

Погодите-ка, но сами создатели получается не рекомендуют свою же модель для коммерческих продуктов (которыми являются все нейросети). Этот момент как-то незаметно потерялся в восторгах на тему искусственного интеллекта.

К слову, по словам Мостака, гендиректора Stability AI частью которой является Stable Diffusion, на сегодняшний день обучение Stable Diffusion обошлось в 600 000 долларов (и это еще сэкономили, оценки затрат на обучение для других ISM обычно исчисляются миллионами долларов). В основном это затраты на банк из сотен высокопроизводительных графических процессоров, таких как Nvidia A100.

We actually used 256 A100s for this per the model card, 150k hours in total so at market price $600k
- Эмад Мостак

Несомненно эти деньги надо как минимум вернуть, а как максимум приумножить. И даже то, что подается бесплатным, по факту им не является.

К сожалению полный набор LAION-5B данных слишком громадный, поэтому доступ дают только к части, но этого вполне достаточно для изучения.

Переходим по ссылке https://rom1504.github.io/clip-retrieval/

Сверху строка поиска, слева галочки с настройками фильтров. Попробуем забить в поиск что-то, связанное с художественными работами, например “watercolor” - как видите куча работ из запрещенной нынче сети и даже Марковка дважды в топе выдачи.

image

Можно повбивать что-то вроде “shutterstock vector” и тоже поискать свои работы. А самое главное, что картинки из этой базы можно скачать, несмотря на то, что датасет их не хранит - слева от поисковой строки иконка со стрелкой вниз скачивает JSON по вашему запросу и там список ссылок, по которым лежат картинки. Переходите и получаете картинку, готовую для скачивания.

Есть еще более интересный кусок на 12 миллионов пар картинка-текст: https://laion-aesthetic.datasette.io/laion-aesthetic-6pls/images?_sort_desc=aesthetic Вот тут можно поискать уже более художественные работы с того же artstation. Интересно еще, что здесь картинкам присвоен некий индекс эстетичности, непонятно как и кем высчитываемый.

image

Создатели этой базы пишут, что проанализировали откуда картинки.

Мы проиндексировали 12 миллионов изображений в нашей выборке по доменам, чтобы выяснить это.

Почти половина изображений, около 47%, были получены только из 100 доменов, при этом наибольшее количество изображений поступило из Pinterest. Более миллиона изображений, или 8,5% от общего набора данных, взяты из CDN Pinterest на pinimg.com.

Платформы пользовательского контента были огромным источником данных изображений. Размещенные на WordPress блоги на wp.com и wordpress.com содержат 819 000 изображений вместе, или 6,8% всех изображений. Другие сайты с фотографиями, искусством и блогами включали 232 тыс. изображений с Smugmug, 146 тыс. изображений с Blogspot, 121 тыс. изображений с Flickr, 67 тыс. изображений с DeviantArt, 74 тыс. изображений с Wikimedia, 48 тыс. изображений с 500px и 28 тыс. изображений с Tumblr.

Торговые площадки тоже хорошо представлены. Вторым по величине доменом был Fine Art America, который продает художественные репродукции и плакаты, с 698 тыс. изображений (5,8%) в наборе данных. 244 000 изображений поступило от Shopify, по 189 000 от Wix и Squarespace, 90 000 от Redbubble и чуть более 47 000 от Etsy.

Неудивительно, что большое количество изображений пришло с сайтов стоковых изображений. 123RF был самым большим: 497 тыс., 171 тыс. изображений поступило из CDN Adobe Stock на ftcdn.net, 117 тыс. из PhotoShelter, 35 тыс. изображений из Dreamstime, 23 тыс. из iStockPhoto, 22 тыс. из Depositphotos, 22 тыс. из Unsplash, 15 тыс. из Getty Images, 10 тыс. из VectorStock и 10k от Shutterstock, среди многих других.

Однако стоит отметить, что сами по себе домены могут не представлять фактические источники этих изображений. Например, с домена Artstation.com получено всего 6 292 изображения, но еще 2 740 изображений со словом «artstation» в заголовке размещены на таких сайтах, как Pinterest.

Таким образом самой огромной дырой слива данных для нейросеток оказался Пинтерест, который сливает все что только можно, откуда можно. Ну и стоки, так горячо любимые, тоже не отстают.

Печально так же то, что удаление ваших данных из набора данных LAION ничего не дает, потому что это действие не удалит их ни из одной из моделей, которые уже были обучены помощью датасета. Попробовать запросить удаление можно по этой ссылке, но бесполезно пытаться быть быстрее роботов, которые парсят все на лету, пока вы удаляете одно, другое уползает в сеть. Чтобы удалить что-то, еще придется попотеть и найти все данные, типа ID картинки.

Чтобы прекратить это воровство, должна быть опция явного запрета использования своих работ для нейросетей, которая пока не появилась.

Вот такие “открытые данные” лежат в основе нейросетей. Если у вас еще были сомнения касательно берут ли картинки с творческих сайтов - да, берут. Абсолютно точно все это есть в Stable Diffusion, остальные просто не раскрывают на чем учили, но вариантов немного. Парадоксальная ситуация, если задуматься - художники выкладывают иллюстрации в интернет, чтобы найти работу и показать свое мастерство, а в итоге приходит самый находчивый и оборачивает все против арт индустрии, чтобы состричь бабла естественно на “открытом” контенте.


Если вам интересны посты про нейросети - подписывайтесь на теги ниже.

#нейросеть #нейросети #dalle2 #midjourney #stable_diffusion #карьера #рисование #рынок_труда #лицензия #авторам #художникам #восстание_машин #жизнь_без_людей #датасет #laion5b #открытые_данные

Пара слов про умные нейросети - просто “посмотреть” на картинку, как например человеку, ей недостаточно - нужно обязательно эту картинку описать, объяснить что вообще на ней изображение. Что, кстати, вообще то тоже часть работы, например в случае со стоками или при написании поста.

Предлагаю под сгенерированными картинками писать обязательное пояснение: “Сгенерировано в программе text-to-image, обученной на загруженных без разрешения авторов, работах” Сразу градус пафоса снижается, не так ли? И слов “интеллект”, “вдохновение”, “творчество”, заметьте, в формулировке нет.

Хехе. А вот скажите, когда мы “смотрим” и записываем это в нашей системе нейронов, и копуктер, у которого “восприятие” отличается от нашего и вот как раз это скармливание и есть по сути дела “посмотрел.

Ключевое что мы не знаем как работает мозг, сознание, восприятие, все очень поверхностно. Можно сколько угодно называть мозг компьютером, а просмотр чего-либо записью, оно этого факта не меняет. Вообще это одна из манипуляций, что сети называют нейронными, а алгоритм - интеллектом, хотя это просто программа, там от реальных нейронов одно название. Да и вообще, что насчет души? =))

Ведь с плагиатом аналоговым тоже есть куча дыр в законодательной базе, когда очевидный (человекам) плагиат им не считается, потому что “есть различия”.

Ну там есть всякие критерии “схожести до степени смешения” и т.д. Просто многие в теме авторского права не очень, и начинают называть плагиатом копирование стиля, или идеи (которые авторским правом вообще не защищаются), или нелицензионное использование, например создание производных, которое тоже запрещено но не плагиат, который именно есть присвоение авторства чужой работы, т.е. когда человек выдает чужую работу за свою.

Учитывая, что уже начинаются суды против нейросетей, порядок вполне может измениться. Когда у гигантов отбирают деньги за спиной - они молчать не будут, а нейросети обули всех.

Там где прецедентное право это может сыграть и в сторону нейросистем в случае проигрыша.

В иных правовых системах пока создадут и вправят юридическую базу — фиг знает сколько времени еще пройдет.

Мелкие компании, а тем более частные художники сейчас вряд ли потянут отстаивание прав.

Будет забавно, если увидим в 21 веке массовые забастовки художников параллельно с купленными штрейкбрехерами по закону жанра :D

Учитывая, что уже начинаются суды против нейросетей, порядок вполне может измениться. Когда у гигантов отбирают деньги за спиной - они молчать не будут, а нейросети обули всех.

Я согласна с мнением Топота. Есть еще одна мысль, которую я бы хотела озвучить - нейросети - это нечестная и навязанная конкуренция.

Да и я в общем-то тоже. Но это не решение проблемы. Многим еще просто не пришло смирение, что AI в скором времени будет данностью, а не выбором. И вряд ли кто-то что-то с этим сможет поделать.

Так же как почти вымерла периодика типа газет с появлением онлайн новостников. Какие-то редакции до сих пор остались, несмотря на то, что в них не особо осталась необходимость.

Сфига я должна переучиваться от того, что у меня получается хорошо, приносит деньги, удовлетворение и на что я потратила много лет жизни? Чтобы другому дяде было хорошо и капали денежки? Звучит, как что-то на языке терпилы, уж простите за выражения.

Не должна. Просто с появлением AI отвалится очень много халявной работы, которая раньше приносила прибыль. Останутся нишевые специалисты. И упадет спрос на большинство иллюстраторов.

Это неизбежно, потому что мы живем в мире капитализма и вряд ли этот порядок изменится при нашей жизни. А это значит, что заказчик всегда будет стремиться платить как можно меньше за тот же результат. И если с какими-то примитивными задачами нейросети будут справляться лучше, то зачем платить “рукодельникам”? Уверен вы бы сами не стали платить за более дорогой аналог такого же качества.

Я согласна с мнением Топота. Есть еще одна мысль, которую я бы хотела озвучить - нейросети - это нечестная и навязанная конкуренция. Никто из здравомыслящих людей не будет конкурировать с хренью, выплевывающей по сто картинок в минуту в любом сворованном стиле. Потребностей таких не было, отрасль жила и развивалась сама, но пришли дяди, которые хотят срубить бабла и втирают что это нормально, это прогресс, вы тупые, вам надо переучиваться.

Сфига я должна переучиваться от того, что у меня получается хорошо, приносит деньги, удовлетворение и на что я потратила много лет жизни? Чтобы другому дяде было хорошо и капали денежки? Звучит, как что-то на языке терпилы, уж простите за выражения.

Мысль такая: давайте следовать одинаковым правилам для людей и не людей.

На тему морально-этических норм есть куча научной фантастики полувековой давности :) Вот мы, наконец, и пришли к этом вопросу в реальности. Не был уверен, что доживу до этого. Очень интересно посмотреть к чему придем.

Просто “посмотреть” на картинку это не “использование”. А вот загрузить в машину, которая потом будет с бешеной скоростью плодить симиляры

Хехе. А вот скажите, когда мы “смотрим” и записываем это в нашей системе нейронов, и копуктер, у которого “восприятие” отличается от нашего и вот как раз это скармливание и есть по сути дела “посмотрел.

Ведь с плагиатом аналоговым тоже есть куча дыр в законодательной базе, когда очевидный (человекам) плагиат им не считается, потому что “есть различия”.

Лично мне и тут невероятно интересно как это будет реализовано в т.ч. с правами. Будем посмотреть.

Уникальных художники с новым концептуальным стилем в истории человечества появляются тоже крайне редко. В основном то, что мы видим вокруг — алгоритм переваривания работ предшественников. То есть, когда мы говорим о ремесленничестве (чем является, наверное, 90%+ артов окружающих нас), то есть повторении, то с текущим AI вообще нет принципиальной разницы.

В чем-то согласен, но уникальных стилей в коммерческой иллюстрации, именно в рамках ремесла а не творчества, на самом деле море. Именно поэтому куча запросов в нейросети это бла бла в стиле того-то.

Мысль такая: давайте следовать одинаковым правилам для людей и не людей. Просто “посмотреть” на картинку это не “использование”. А вот загрузить в машину, которая потом будет с бешеной скоростью плодить симиляры, это вполне себе “использование”. Чтобы использовать, нужна лицензия. Нет лицензии - проходите мимо. А если обучить нейросетки на тех изображениях, авторское право на которые исчерпано, или где художники сами от него отказались, никакой особой конкуренции уже не будет.

Как вариант, почему бы не платить художникам и иллюстраторам за обучение коммерческих (!) нейросетей? Конечно, при условии если они вообще согласятся что их работы используются.

Разница в том, что, кто бы что не говорил, как работает творчество, познание, вдохновение и эмоции мы не знаем. А вот как работают алгоритмы нейросетей мы знаем хорошо. И это именно алгоритм - взять данные из одного места, преобразовать, положить в другое, потом на основании этих данных провести обратное преобразование. Алгоритм сложный, но это алгоритм. Машина не вдохновляется и не творит. Все результаты ее труда - это витиеватый и искусный компилят из работ миллионов людей. Нельзя научить машину просто “рисовать” через базовые приемы и знания законов типа света, тени и т.д. и потом сказать “нарисуй вот это”. Машина не может придумать стиль, она его только сдирает. Точнее это делает алгоритм.

Уникальных художники с новым концептуальным стилем в истории человечества появляются тоже крайне редко. В основном то, что мы видим вокруг — алгоритм переваривания работ предшественников. То есть, когда мы говорим о ремесленничестве (чем является, наверное, 90%+ артов окружающих нас), то есть повторении, то с текущим AI вообще нет принципиальной разницы.

Концептуально интересных новых стилей вылазит не так много. И глубоко идейных работ художников/иллюстраторов с отсылками и задумками AI сейчас и не заменяет никак и вряд ли это скоро произойдет.

Рассматривать нейросети как вспомогательный инструмент — почему бы и нет? Проблема же в основном в том, что рутинные художники сейчас стоят над пропастью. И порог вхождения может сильно вырасти.

Но ведь и времена такие, когда почти невозможно заниматься одним и тем же ремеслом от начала и до конца жизни, как это было возможно в средневековье по родовой линии. Надо быть гибким сейчас и изучать как минимум еще один страховочный род деятельности.

Ну, если брать по большому счету, то любая работа любого художника/иллюстратора — это тоже компиляция его опыта и насмотренности. Которые тоже базируются на “чужих” работах.

Разница в том, что, кто бы что не говорил, как работает творчество, познание, вдохновение и эмоции мы не знаем. А вот как работают алгоритмы нейросетей мы знаем хорошо. И это именно алгоритм - взять данные из одного места, преобразовать, положить в другое, потом на основании этих данных провести обратное преобразование. Алгоритм сложный, но это алгоритм. Машина не вдохновляется и не творит. Все результаты ее труда - это витиеватый и искусный компилят из работ миллионов людей. Нельзя научить машину просто “рисовать” через базовые приемы и знания законов типа света, тени и т.д. и потом сказать “нарисуй вот это”. Машина не может придумать стиль, она его только сдирает. Точнее это делает алгоритм.

Если художника или иллюстратора ловят на неправомерном использовании чужих работ, у него возникают проблемы. А машины, а точнее группы лиц, которые прикрываются якобы прогрессом, сейчас используют что угодно и как угодно.

Рекомендую еще этот пост для ознакомления, там был хороший тезис, что нейросети сейчас это по сути машина по отмыванию авторских прав миллиардов загруженых в нее картинок:
https://artlab.club/p/7779/

ЗЫ: прогресс это когда машина чистит туалеты, а человек занимается творчеством, а не наоборот.

Ну, если брать по большому счету, то любая работа любого художника/иллюстратора — это тоже компиляция его опыта и насмотренности. Которые тоже базируются на “чужих” работах.

На стоках так вообще подавляющее большинство контента — репродукции репродукций. В чем же принципиальная разница тогда? )

Я понимаю, что многие страхи оправданы. Люди, посвятившие всю жизнь освоению навыку, который машины в обозримом будущем освоят с двух кликов довольно неприятная перспектива. Но это не впервые уже.

Жуть((( Ну ожидаемо.

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club