В наши дни, как начинающие художники, так и художники-профессионалы, довольствуются относительным разнообразием материалов и инструментов для творчества. Во времена моего детства и моей юности, напротив, приходилось обходиться тем малым, что у нас было. Сегодня мне хотелось бы совершить мысленное путешествие в прошлое и поделиться с вами воспоминаниями о вещах, которые когда-то давным-давно помогли мне сделать мои первые шаги в рисовании. А начну я с тех из них, вся прелесть которых открылась мне лишь многие годы спустя.
Утерянные, но не забытые
Первые краски появились у меня ещё до того, как я пошёл в школу. Это был старый набор акварели, а если точнее, то, что от него осталось: три небольшие, прямоугольные кюветы из желтовато-серого пластика. По консистенции и прозрачности краски больше напоминали чернила, чем акварель, и почти что намертво прилипали к клетчатому тетрадному листу слоем толщиной с ноготь. Из цветов сохранились бордовый, тёмно-синий и охра. Тогда я, конечно же, не знал, что можно получить больше цветов, смешав эти три, и моего скромного набора мне было мало.
Моя первая кисточка – это отдельный разговор. Вы слышали, чтобы кисточки затуплялись, подобно карандашам? Так вот, моя кисть была как раз из таких. Она была сделана из красного пластика, по толщине была чуть больше стержня шариковой ручки, не имела металлической обоймы, а изнутри была полой, как бамбуковые кисти для каллиграфии. Ворсинки у неё торчали во все стороны веером, и провести тонкую линию такой кисточкой было практически нереально, а вот раскрасить то, что ты нарисовал карандашом – довольно удобно. Но вот незадача: по мере использования ворс постепенно стирался, и кисточка через некоторое время становилась совершенно «лысой». Что же было делать, если другой кисти под рукой не было, а рисовать очень хотелось? На помощь приходили родители. Они-то знали, что в таком случае нужно аккуратно обжечь (да-да!) кончик кисти так, чтобы пластик оплавился, обнажив больше ворса. Уникальная была вещь, что и говорить.
Увы, эти своеобразные артефакты были безвозвратно утеряны, и всё то, что я пишу о них здесь, звучит настолько невероятно, что поневоле задаёшься вопросом: «Действительно ли так всё и было, или же это моё воображение заполняет прорехи в памяти?»
Спутники школьных лет
С поступлением в гимназию началась необыкновенная глава моей истории. Новые, непривычные, порой даже сумасшедшие ритмы жизни пришли на смену беззаботной, почти что идиллической повседневности; вместе с ними - новые потрясения, новые трудности, но также и новые открытия, новые возможности проявить себя и новые помощники в этом непростом деле в виде учебников, тетрадей, карандашей и, конечно же, красок.
К этим последним время было куда более благосклонно, и у нас с вами есть возможность увидеть их собственными глазами.
1. Медовая акварель “Roma”, 12 цветов.
Вот краски, которые появились у меня незадолго до того, как пошёл в первый класс. На передней стороне коробки - красивая кошка. Да, в те времена я ещё любил кошек.
Если посмотреть на обратную сторону коробки, можно узнать, что фирма “Roma”, о которой, наверное, немногие слышали, производила свои краски в Санкт-Петербурге. Больше ничего интересного здесь не написано.
Всего в наборе двенадцать цветов. Сейчас именно такой состав набора меня бы, скорее всего, не устроил, но тогда я был вполне доволен, ведь это в четыре раза больше того, что у меня было. Как говорили в Риме: “Коня дарёного зубы не подлежат осмотру”.
Тёмно-синий цвет - возможно, ультрамарин - затёрт, не побоюсь этого слова, до дыр. Эту любопытную особенность можно проследить практически во всех наборах, которыми я пользовался.
Но вот что удивительно: чёрный и белый цвета в этом наборе тоже целиком израсходованы. Чёрным цветом я наверняка рисовал контуры предметов. А что же тогда - белым? Загадка…
2. Акварельные краски “Луч” “Паровозик”, 12 цветов.
А вот ещё один набор акварели, которым я рисовал в младших классах. На передней стороне коробки - локомотив с человечьим лицом. Интересно…
На обратной стороне написано, что краски не токсичны и изготовлены из натуральных компонентов, что очень важно для материалов, предназначенных для детского творчества. Не то чтобы тогда для меня это было важно, однако сейчас я всегда обращаю внимание на пигменты в составе красок и избегаю тех из них, которые ядовиты.
Сами краски выглядят так. Состав этого набора похож на состав первого, но с небольшими отличиями. К сожалению, сохранился он не так хорошо: картонный “рукав” постоянно прилипал к ещё не высохшим краскам внутри, из-за чего открыть его привычным способом было либо очень тяжело, либо невозможно. В один прекрасный момент мне это надоело, и поэтому набор стал выглядеть так, как сейчас.
В некоторых ячейках хорошо видны волосья, выпавшие из кисточки.
Ультрамарин, как и ожидалось, использовался чаще остальных цветов. В этом наборе он тоже затёрт до дыр, но не так сильно, как в предыдущем.
3. Медовая акварель “Гамма”, 6 цветов.
А такими красками я пользовался в средних и старших классах школы.
Признаться честно, я удивлён, что “Гамма” до сих пор выпускает вариации этого набора, практически ни чем не отличающиеся от моего.
На этикетке с обратной стороны ничего интересного. Жаль.
Зато на вкладыше под крышкой можно прочесть дату изготовления набора - февраль 2006-ого года. Не думал, что когда-нибудь скажу такое, но всё-таки это было по-своему славное время.
Этот набор, насколько я помню, был моим дополнительным. Он заменял цвета, которые в старых наборах либо закончились, либо замарались. Как видите, и сам этот набор не избежал подобной участи.
Кто мог бы подумать, что когда-то это был белый…
…а это зелёный…
Синий затёрт до дыр.
А знаете, что самое удивительное?
То, что мои цветовые предпочтения с тех пор практически не изменились.
4. Гуашевые краски “Луч” “Фантазия”, 6 цветов.
(голосом Николая Дроздова) А сейчас, дорогие друзья, мы с вами поговорим о дикой гуаши. Перед нами замечательный представитель этого вида красок.
Мне они так нравились, что я даже раскрасил боковушку коробки золотой гелевой ручкой. Почти что как Голдфингер из Джеймса Бонда. Только вот почему-то я не довёл до ума эту затею. Может быть, гель в ручке закончился, а может, моё терпение. Мы можем лишь строить догадки на этот счёт.
Снизу ничего интересного, кроме пятнышка с правой стороны.
На передней стороне коробки производители описывают всевозможные достоинства этих красок. “Кроющие” и “укрывистые”? Хм… Разве это не одно и то же? А “водоразбавляемые” и “легко разводятся водой”? Неужели и здесь какая-то разница есть? Странно…
Здесь же сказано, что краски хорошо ложатся на б, картон и дерево. Ну, ладно…
С обратной стороны коробки всё то же самое, но на чудесном корявом английском.
А вот и сами краски. Несмотря на то, что цветов всего шесть, они даже сейчас выглядят очень живыми и яркими.
Белая краска в этом наборе оказалась самой полезной. В этом году, когда я делал рисунки для своего гусиного парка, я не раз воспользовался ей в сочетании с акварелью, изображая снег, отблески света и многое другое.
Послесловие
Наверное, я был одним из многих, кому в детстве рисовать красками – что акварелью, что гуашью, – было не очень-то интересно: чтобы пользоваться ими, обязательно нужна была вода, которую приходилось то и дело менять; они долго высыхали на бумаге, да и сама бумага в детских альбомах для рисования не годилась для акварели и сильно морщилась от влаги. К тому же, краски в наборах со временем пачкались, а пользоваться палитрами для смешивания красок нас никто не учил. Да, немало преград появлялось между нами и нашими будущими рисунками. Нет ничего удивительного в том, что тогда многие из нас больше любили рисовать карандашами или фломастерами, ведь обращаться с ними было гораздо легче, а значит, легче было воплотить наши фантазии на бумаге. Правда, рано или поздно (на уроках изо или в художественной школе) нам всё равно приходилось иметь дело с этим странным и не слишком податливым материалом.
Мы не сдавались. Снова и снова мы брались за кисти и пробовали обуздать акварель и гуашь. Вновь и вновь мы пытались подружить фантазию с дисциплиной и научить наши руки рисовать так же хорошо, как рисовали наши головы. Если бы мерилом мастерства художника было упорство, то каждого из нас уже в том возрасте можно было бы назвать мастером. Я не знаю, как много из нас сумело пройти этот путь до конца или хотя бы до половины. Я не знаю, сумею ли я сам его пройти. Но кое-что я всё-таки уже понял - какими бы скромными не были дары судьбы, призванные помочь тебе на твоей стезе, принимать их нужно с благодарностью. Мне было очень приятно поделиться с вами четырьмя маленькими сокровищами из далёких времён, и я надеюсь, что делаю это не в последний раз.
#воспоминания #между_делом #пока_гуси_отдыхают #краски #детство #мой_путь_в_рисовании #акварель #акварельные_краски #гуашь #ностальгия