Гусиный заповедник Gachou

Ваш покорный слуга гусь.

Маленькие реликвии. №1 - Коробка с карандашами

Gachou
Вчера

Гусиный заповедник Gachou представляет на суд благосклонного читателя новую, нерегулярную рубрику под названием «Маленькие реликвии».

Среди маленьких реликвий вы не найдёте ни зуба Будды, ни свитков Мёртвого моря, ни железной короны Ломбардии, ни знаменитого золотого идола плодородия индейцев Чачапойя. Реликвиями в привычном понимании слова их назвать сложно, так как они представляют ценность совершенно иного рода. Одни напоминают нам о счастливых моментах жизни, другие - о близких людях и о том, что они для нас сделали. Нередко, они бывают связаны с нашими увлечениями, как прошлыми, так и нынешними. Маленькие реликвии могут быть милы сердцу по разным причинам, но все их без исключения объединяет то, что они способны рассказать историю. Именно таким дорогим сердцу вещам с историей, которые, несомненно, есть у многих из нас, и посвящается эта рубрика.

image

Наш первый рассказ начинается с коробки, самой обыкновенной на первый взгляд. Ваш покорный слуга ещё в незапамятные времена подписал её, чтобы не осталось лишних сомнений насчёт её содержимого. Подписывать коробки полезно: так никогда не перепутаешь, скажем, коробку, в которой лежат карандаши, с коробкой, в которой лежит, скажем, рыба-ёж.

Вот с этой:

image

Впрочем, всё не так просто. Дело в том, что внутри заветной коробки хранится коллекция карандашей, которую я собирал если не всю свою жизнь, то, по крайней мере, всю ту её часть, когда цветные карандаши были моим любимым материалом для творчества. Конечно, сохранилось далеко не всё: что-то израсходовалось, а что-то потерялось; но, тем не менее, значительная часть коллекции вполне благополучно дошла до наших дней.

image

Есть множество известных производителей цветных карандашей, названия которых на слуху почти у каждого художника, однако здесь речь пойдёт вовсе не о них. Как пелось в одной популярной японской песне 1970-х годов: «Червовые тузы не покажутся». Вполне возможно, что среди читателей найдутся те, кому будут знакомы упомянутые здесь названия, но наверняка будет немало и тех, кто услышит их впервые. Искренне надеюсь, что мой рассказ будет познавательным и для тех, и для других.

«Жители страны Лимпопо»

image

Торговая марка «Жители страны Лимпопо» упоминается в августовском номере каталога «Товары и цены» за 2002 год. Теперь, когда я вновь перелистал каталог, смутно припоминаю, что каждому набору карандашей было присвоено имя какого-либо персонажа – жителя этой самой страны.

image

«Питона Питэра» из каталога у меня не было, но были другие наборы, и, судя по тому, что так много цветов сохранилось у меня в двух экземплярах, среди наборов карандашей «Лимпопо» в моей коллекции было как минимум два одинаковых. Мне до сих пор нравится оформление логотипа серии: то, как рукописный шрифт сочетается с накренившимися в разные стороны буквами в слове «Лимпопо», а также и то, что буквы с засечками здесь чередуются с буквами без засечек. В этом, несомненно, есть нечто игривое, беззаботное и жизнерадостное.

Забавная вещь вспомнилась мне незадолго до завершения работы над этим мини-эссе. Среди жителей страны Лимпопо был Павлин Павлуша, а на наборах карандашей с его изображением можно было прочесть вот такое четверостишие:

Павлин Павлуша взял тетрадь

И стал лягушек рисовать,

Но вышли не лягушки,

А с ножками подушки.

Не правда ли, красноречивое описание наших первых творческих опытов?

«Художник»

image

О карандашах «Художник», которые были одними из моих самых первых, я, как ни печально, помню совсем мало. Несмотря на указанную мягкость 2М-4М, по ощущениям карандаши были гораздо твёрже. Также, некоторые из них было очень нелегко заточить с первого раза. Тем не менее, эти карандаши мне нравились, и среди них были оттенки, которые не встречались в других наборах – например, травяной зелёный.

Boom

image

Boom – довольно известный в своё время производитель канцелярских товаров, появившийся, если мне не изменяет память, в начале 2000-х. Особой популярностью пользовались фломастеры Boom. У меня был набор «волшебных фломастеров»: оставленные ими штрихи меняли цвет, если провести по ним специальным белым фломастером, входившим в состав набора. Фломастеры у меня не сохранились, но зато сохранились карандаши. Судя по оставшимся оттенкам, прежде они были частью довольно большого набора, в котором было не меньше двадцати цветов. С этим набором в моей коллекции появилось много оттенков, которых не было в наборах поменьше, такие как тёмно-серый, бледно-розовый и сине-зелёный.

«Мамонтёнок Матти» * Laplandia *

image

Карандаши «Мамонтёнок Матти» по подходу к оформлению очень напоминают «Жителей страны Лимпопо»: в названии серии также есть персонаж и его родной край, но на смену тропическому мотиву здесь пришла тема ледникового периода. Вот ещё одна серия карандашей, о которой я, к сожалению, почти ничего не помню. Возможно, всё дело в том, что они появились у меня среди моих последних наборов, и, сравнивая их с тем, что у меня уже было, я понимал, что им нечем меня удивить. Всё же надо признать, что и эти карандаши при необходимости шли в дело и справлялись с ним вполне достойно.

«Сибирский кедр»

image

Томские карандаши из древесины сибирского кедра прекрасно писали и затачивались. Их единственный явный недостаток был в том, что в некоторых случаях цвет оправы карандаша давал ложное представление о цвете пишущего стержня. К примеру, карандаш бледного телесного цвета на самом деле писал жёлтым, а бирюзово-голубой – зелёным. Из сохранившихся цветов моим любимым был глубокий тёплый синий, напоминающий ультрамарин.

Conte Tropicolors

image

Не стану кривить душой: карандаши Tropicolors от французского производителя Conte всегда нравились мне больше всех остальных. Они отличались высоким качеством, были в меру мягкими, но не крошились; цвет деревянной обоймы карандаша в точности соответствовал цвету штриха, который он оставлял, а сами штрихи были очень яркими. Рисовать ими было одно удовольствие. Оформление упаковки набора, кстати, тоже было весьма приятным: на ней живыми, каллиграфическими карандашными линиями был изображён берег тропической реки с пальмами на фоне заката (а, возможно, рассвета). При должном старании можно было в точности скопировать картинку. Насколько мне известно, сейчас карандаши Tropicolors изготавливает компания Bic. Было бы интересно узнать, насколько сильно они отличаются от своих предшественников.

Карандаши-«отшельники»: Limpopo, Tiger Family, Koh-i-Noor Hardmuth Mondeluz, «Красин Цветной»

image

Вот карандаши, которые, за исключением одного, никогда не были частью какого-либо из моих наборов. Как правило, это были потерянные карандаши, которые я подбирал и добавлял в коллекцию. В случае с Tiger Family, этот карандаш достался мне, как часть наполнения школьного пенала от этого производителя. Кстати говоря, пенал от Tiger Family хранится у меня и по сей день. Теперь в нём лежат ручки.

image

Любопытно, что карандаши Tiger Family сделаны в Австрии, хотя сама фирма была основана в Гонконге. Также стоит отметить, что у голландского Limpopo почти то же название, что и у тех, о которых рассказывалось ранее.

Разные круглые карандаши

image

Круглые карандаши, которые у меня сохранились – это то, что осталось от старых советских и китайских наборов. Бордовый и светло-зелёный весьма интересно оформлены.

Огрызки старых простых карандашей тоже доживают свои дни в этой коробке. В основном это Koh-i-Noor Goldstar и Bic, но есть среди них и поистине уникальный экземпляр, который я подобрал где-то давным-давно.

image

На нём изображён логотип французской сети роскошных гостиниц и казино Lucien Barriere Hotels & Casinos, принадлежащей корпорации Groupe Barrière. Надпись за годы местами стёрлась, но всё ещё различима.

Послесловие

Многое изменилось с тех давних пор, когда цветные карандаши были для меня незаменимыми помощниками в создании рисунков. С годами, присматриваясь к работам, которые производили на меня наиболее яркое и длительное впечатление, доверяя своему чутью, я понял, что именно тушь и краски, а не карандаши – это те самые художественные материалы, в освоении которых мне хотелось бы преуспеть. Цветные карандаши верно служили мне в детстве и в юности, раскрасили их яркими красками, так же как я когда-то – свои рисунки. Но их время прошло. Теперь они не более чем артефакты своей эпохи. Наверное, когда-нибудь я отдам их в добрые руки; кому-нибудь, кому нравится рисовать карандашами так же, как когда-то нравилось мне. Не хотелось бы, чтобы они просто лежали на полке и пропадали без дела.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Читайте также:

Маленькие реликвии. №1/2 - Мой первый комикс про Червяка Джима

#маленькие_реликвии, #воспоминания, #истории, #карандаши, #цветные_карандаши, #жители_страны_лимпопо, #художник, #сибирский_кедр, #красин_цветной #boom, #laplandia, #conte_tropicolors, #koh-i-noor_hardmuth, #tiger_family, #colored_pencils, #goose_journalism

Радио "Gachou FM" - #5

Gachou
2 месяца назад

Lamp - ムード・ロマンティカ (Mood Romantica)

image

(๑ ˘ ꒳ ˘ ๑) { ♡ ♡ ♡ )

image image image image image image image image

image

(* ‘ ꒳ ‘ *){Гусиное радио вернётся в следующем году! )

#акварель, #тушь, #музыка, #иллюстрация, #этапы_создания, #девушка, #гусь, #гуси, #с_днём_рождения, #watercolour, #india_ink #cartoon, #comic, #illustration, #process, #traditional_art, #music, #goose, #girl, #happy_birthday, #lamp, #goose_radio

Радио "Gachou FM" - #4

Gachou
3 месяца назад

Lamp - 夜風 (Night breeze​)

image

(๑ ˘ ꒳ ˘ ๑) { ♡ ♡ ♡ )

image image image image image image image image image image image image

(* ‘ ꒳ ’ *){☥ ! )

#акварель, #волшебный_карандаш, #музыка, #иллюстрация, #этапы_создания, #девочка, #персонаж, #рита-египтянка, #рита_стоит_над_душой, #с_днём_рождения, #watercolour, #koh-i-noor_aristochrom, #cartoon, #manga, #comic, #illustration, #process, #music, #happy_birthday, #lamp, #goose_radio

Радио "Gachou FM" - #2

Gachou
9 месяцев назад

Lamp - Windy Afternoon (風の午後に)

image

(๑ ˘ ꒳ ˘ ๑) { ♡ ♡ ♡ )

image image image image image image image image image

image

(* ‘ ꒳ ’ *){☥ ! )

#акварель, #тушь, #музыка, #иллюстрация, #этапы_создания, #девочка, #персонаж, #рита-египтянка, #рита_стоит_над_душой, #с_днём_рождения, #watercolour, #india_ink #cartoon, #comic, #illustration, #process, #music, #happy_birthday, #lamp, #goose_radio

Радио "Gachou FM" - #1

Gachou
10 месяцев назад

Lamp - 泡沫綺譚

image

(๑ ˘ ꒳ ˘ ๑) { ♡ ♡ ♡ )

image image image image image image image image

image

(* ‘ ꒳ ’ *){☥ ! )

#акварель, #тушь, #музыка, #иллюстрация, #этапы_создания, #девочка, #персонаж, #рита-египтянка, #рита_стоит_над_душой, #с_днём_рождения, #watercolour, #india_ink #cartoon, #comic, #illustration, #process, #music, #happy_birthday, #lamp, #goose_radio

Акварельная палитра Хаяо Миядзаки

Gachou
Год назад

image

“Миядзаки-сэнсэй, а какими красками Вы рисуете?” Такой вопрос мне хотелось задать в своё время мастеру японской анимации. Я был очень удивлён, когда узнал, что помимо замечательных мультфильмов, Хаяо Миядзаки рисует манга и иллюстрации акварельными красками. Эскизы к своим фильмам он также рисует акварелью.

image image Выше: иллюстрация для обложки пятого тома манга «Навсикая из Долины Ветров»; ниже: эскизы к невышедшему мультфильму Миядзаки по мотивам повести «Пеппи – Длинный Чулок»

Конечно, многим из вас мой вопрос покажется нелепым и неуместным. В чём-то вы, несомненно, будете правы. Опыт, знания и умения всегда первичны по отношению к используемым инструментам и материалам. Однако мне всегда хотелось узнать всё до мельчайших подробностей о том, как работают мои любимые художники. К тому же, один из них - мистер Дуглас Тен-Нейпл, создатель горячо любимых мной «Томмизавра Рекса», «Червяка Джима» и «Neverhood», - однажды упомянул, что пользуется красками, которые когда-то понравились Миядзаки. Как же тут не пойти на поводу у своего любопытства?

Ответ на свой вопрос я получил далеко не сразу и, как ни странно, именно в тот момент, когда уже не горел большим желанием его получить. Пересматривая документальный фильм режиссёра Каку Аракава «Десять лет с Хаяо Миядзаки», я обратил внимание на кадры, где Миядзаки трудится над раскадровкой мультфильма «Ветер крепчает». На полке над его рабочим столом можно увидеть небольшую красную коробку с надписью «24». На одних кадрах её видно лучше, чем на других.

image image image

Именно эта вещь, случайно попавшаяся мне на глаза, развеяла мои сомнения и избавила от необходимости и дальше строить догадки. Точно такие же красные коробки я уже видел раньше в студии Шибасаки Харумити, известного японского художника и преподавателя. Поскольку я часто смотрел его уроки акварельной живописи, я прекрасно знал, какими красками он рисует. Как оказалось, Хаяо Миядзаки тоже отдаёт им предпочтение.

Речь, конечно же, идёт о стандартном наборе акварельных красок Holbein на 24 цвета.

image Вверху: Наборы акварели Holbein легко узнать по минималистичному, красно-белому оформлению и крупно напечатанному на коробке числу, указывающему на количество цветов

Holbein – один из известных в Японии производителей художественных материалов и инструментов. В отличие от многих западных производителей, в их линии акварельных красок нет разделения на ученические и профессиональные. Сами краски, при этом, высокого качества и в Японии стоят не очень дорого. Одна туба краски объёмом в 5 миллилитров стоит от 200 до 500 йен в зависимости от состава (как правило, краски, содержащие тяжёлые металлы, дороже). Набор красок из 24 туб по 5 миллилитров стоит примерно 5000 йен.

Если бы Миядзаки захотел нарисовать что-то маркерами, набор с тем же количеством цветов, скорее всего, обошелся бы ему дороже.

image Вверху: маркеры Copic пользуются популярностью среди японских иллюстраторов и художников манга

Миядзаки-сэнсэй известен своим прагматизмом в выборе инструментов и наверняка в тайне души гордится тем, что может создавать прекрасные вещи с помощью простых в обращении и недорогих (или относительно недорогих) художественных принадлежностей.

В сувенирной лавке Музея Гибли в городе Митака можно приобрести необычный вариант набора из 24 цветов. Внешне от стандартного набора он отличается только надписью「特別入組」, которую можно перевести как «специальный выпуск». Его особенность в том, что Миядзаки сам выбрал цвета, входящие в его состав.

image image

Этот набор – часть комплектов для рисования и акварельной живописи, созданных ещё в начале 2000-х годов совместными усилиями Музея Гибли и ряда производителей художественных материалов, среди которых были Holbein, Sakura, Namura, Mitsubishi Pencil, Staedtler и Muse. Все принадлежности для этих комплектов Миядзаки также выбирал из тех, которыми он пользуется сам. Помимо набора красок, в каждый комплект входят альбом для эскизов формата F0 (примерно 14×18 см), карандаш 2В, металлическая точилка, бамбуковая кисть для японской живописи средней толщины, складная пластиковая палитра и мешочек из ткани, в который всё это можно сложить и взять с собой куда угодно.

image image

Поскольку комплект для рисования Музея Гибли предназначен в первую очередь для детей и начинающих художников, к нему также прилагается иллюстрированная брошюра, в которой Миядзаки делится своим опытом и даёт полезные советы, касающиеся основ акварельной живописи.

image

Мне есть, что сказать о брошюре, но всё же вернёмся к краскам.

Ниже вы можете увидеть образцы 24 цветов набора акварели из Музея Гибли. Выкраски сделаны австралийской художницей-акварелистом Джейн Бланделл (janeblundellart.blogspot.com) и использованы здесь с её разрешения. Я добавил переводы названий цветов под каждым изображением. Звёздочкой (*) отмечены цвета, которые не встречаются в стандартном наборе.

image Слева направо: опера розовая *, краплак малиновый, киноварь (имитация), жёлто-оранжевая прочная *, жёлтая тёмная прочная, лимонная жёлтая прочная; image Охра жёлтая, жёлто-серая, зелёная прочная №1, бамбуковая зелёная *, кадмий зелёный тёмный *, изумрудно-зелёная; image Церулеум, голубая составная, кобальт синий (имитация), ультрамарин тёмный, берлинская лазурь, лавандовая *; image Ярко-фиолетовая *, железоокисная красная, сиена жжёная, умбра жжёная, кость жжёная, серая Дэви *.

Таблица, сделанная японским художником-иллюстратором Sakimitama, даёт представление о многообразии оттенков, которые можно получить, смешивая разные цвета набора.

image

Миядзаки подбирал краски для набора из Музея Гибли так, чтобы они отражали цвета, связанные с его произведениями и часто встречающиеся в них. Когда речь идёт о цветах мультфильмов студии «Гибли», много чего приходит на ум: и небесная синева, и пышная летняя зелень, и румянец на детских щёчках, и ржавчина старинных аэропланов.

Впрочем, это ещё не вся палитра цветов, которой пользуется Хаяо Миядзаки. Изучая фотографии и кадры видеосъёмки, на которых хорошо видно рабочее место аниматора, я пришёл к выводу, что Миядзаки использует не менее 30 разных цветов в своей палитре красок, в чём вы сами можете убедиться, если внимательнее присмотритесь к изображениям ниже.

image image

Набор из Музея Гибли – наилучшая из известных мне подсказок относительно того, какие цвета входят в палитру Миядзаки-сэнсэя, ибо этот набор сам по себе является её основой и упрощённым вариантом. Увы, с цветами, дополняющими её, всё не так просто. Некоторые из них мне удалось распознать, так как они мне хорошо знакомы: например, Cobalt Green (кобальт малахитовый), пастельные Brilliant Pink (розовая светлая) и Lilac (лиловая). Насчёт остальных остаётся только строить предположения.

В любом случае, если у вас есть желание воспроизвести акварельную палитру Хаяо Миядзаки, используя материалы, имеющиеся в вашем распоряжении, 24 цвета набора Музея Гибли – неплохое начало. Именно это я и планирую сделать. Думаю, что потребуется некоторое время, чтобы подобрать цвета, аналогичные тем, что входят в состав набора. Если я буду доволен результатом, я поделюсь своими скромными изысканиями здесь, в надежде на то, что тем, кто хочет создать свою акварельную фантазию в духе студии «Гибли», они могут быть полезны.

#акварель, #хаяо_миядзаки, #студия_гибли, #японская_культура, #watercolour, #hayao_miyazaki, #studio_ghibli, #ghibli_museum, #holbein, #goose_journalism

Гусь №100 - Вы

Gachou
2 года назад

image

Когда мы беседуем с кем-то лицом к лицу, в нашем сознании возникает подробный и отчётливый портрет собеседника. При этом, мы держим в уме и своё собственное лицо, но, так как сами его не видим, оно представляется нам менее чётким и детализированным. Вот почему на лицо, нарисованное реалистично, мы смотрим, как на лицо другого человека, а на лицо, нарисованное как карикатура или мультфильм - как на своё собственное.

#этэгами, #открытки, #акварель, #тушь, #watercolour, #india_ink #птицы, #гуси, #гусь, #чёрно-белое, #monochrome

Гусь №99 - Иш Таб

Gachou
2 года назад

image

Гусь-компаньон Gachou. Отличается красноречием. Не отличается верностью.

#этэгами, #открытки, #акварель, #тушь, #watercolour, #india_ink #птицы, #гуси, #гусь, #культуры_доколумбовой_америки, #майя, #мифология, #боги_индейцев_майя, #иш_таб, #ixtab, #иероглифы, #письмо_майя, #дрезденский_кодекс